Прозрачность компаний с различной организационно-правовой формой

Организационно-правовая форма компании является основным фактором, стимулирующим компанию раскрывать или не раскрывать информацию о своей деятельности и управлении. ОАО (обязаны с 05.05.2014 внести изменения в организационно правовую форму вместе с внесением правок в устав) в соответствии с законодательством обязаны раскрывать информацию о своей деятельности и управлении. Вместе с тем, организационно-правовая форма является ключевым, но не единственным фактором, влияющим на поддержание менеджментом компании ее прозрачности.

Организационно-правовая форма компаний Premium и I уровней прозрачности

Вывод:

Компаний, чьи акции свободно обращаются на рынке (ПАО), больше всего среди компаний Premium и I уровней прозрачности. Это связано с тем, что для ПАО (ОАО, а также ЗАО с публично размещенными облигациями или иными ценными бумагами) ст.92 ФЗ «Об акционерных обществах» предусмотрена обязанность раскрывать для уполномоченных государственных органов и заинтересованных лиц определенную в ФЗ информацию. Доля непубличных обществ, то есть АО, раскрывающих информацию о своей деятельности на Premium и I уровнях, меньше, однако это заслуживает внимания, потому что закон не так жестко определяет требования к раскрытию нефинансовой информации таких компаний в отличие от публичных акционерных обществ (они добровольно предоставляют заинтересованным сторонам исчерпывающую информацию о своей деятельности).

Организационно-правовая форма компаний II уровня прозрачности

Вывод:

Среди компаний второго уровня прозрачности преобладают компании с организационно-правовой формой публичного акционерного общества. Законодательные требования к раскрытию эмитентами информации о своей хозяйственной деятельности и др. оказывают решающее воздействие на решение компании о степени прозрачности.

Организационно-правовая форма компаний III уровня прозрачности

Вывод:

Среди компаний, раскрывших отчетную информацию выше требований ЦБ РФ, присутствует 34 непубличные компании (ЗАО, ООО, государственные корпорации, АО, ФГУП, ГУП). Менеджмент непубличных компаний начинает видеть прагматику публичной отчетности и в инициативном порядке использовать ее в своих управленческих целях.

Организационно-правовая форма компаний IV уровня прозрачности

Вывод:

46 (23,4 % от общего количества компаний IV уровня прозрачности) непубличных компаний (ООО, ЗАО, (Ф)ГУП, АО, ГК) в инициативном порядке раскрывают отчетную информацию по требованиям ЦБ РФ, хотя их организационно-правовая форма не обязывает это делать. Отчетность части акционерных обществ, выпустивших отчетность в 2016 году, в 2017 году не была обнаружена в сети Интернет до даты окончания исследования (14 компаний).

Организационно-правовая форма компаний V уровня прозрачности

Вывод:

Подавляющее большинство непрозрачных компаний (490 из 564) являются непубличными (ООО, ЗАО, ФГУП, ГУП, АО). Однако среди непрозрачных компаний имеется организация, являющаяся ПАО (на 2017 год), отчетность которой не была найдена в сети Интернет (до даты окончания исследования).