Состояние корпоративной прозрачности крупнейших российских компаний

Общее состояние корпоративной прозрачности крупнейших российских компаний

Распределение компаний по уровням прозрачности 4

Выводы:

  1. Среди обследованных в 2017 году крупнейших российских компаний было выявлено всего 48 компаний (5 %), прозрачность которых находится на уровне международных требований и практик. Только 3 из 956 (0,3 %) крупнейшие компании РФ раскрывают отчетную информацию о своей деятельности и управлении на уровне лидеров международных практик (Premium уровень прозрачности). Они активно используют практику заверения отчетной информации (минимум два вида внешних заверений, не считая обязательного финансового заверения), внедряют интерактивный формат представления отчетной информации, а также используют международные стандарты отчетности. 10 компаний (1 %) раскрывают информацию на уровне международных практик (I уровень прозрачности). Их ключевые отличия – менее распространенная практика заверения (только одно внешнее заверение, в большинстве случаев это только общественное экспертное или только общественное стейкхолдерское заверение). У некоторых компаний данного уровня прозрачности также отсутствовала электронная (интерактивная) версия отчетов на дату завершения обследования. Еще 35 компаний (3,7 %) используют международные стандарты при подготовке отчетности, но не заверяют нефинансовую информацию (II уровень прозрачности).
  2. Более 15 % российских компаний раскрывают отчетную информацию выше требований ЦБ РФ (III уровень прозрачности). Их число – 147. Можно говорить о том, что для менеджмента этих компаний публичный годовой отчет начинает использоваться, в том числе, и в качестве средства раскрытия важной, с точки зрения менеджмента, информации. Вместе с тем, подобная отчетная информация (подготовленная без международных стандартов) мало сопоставима с публичной отчетной информацией других компаний, т.к. именно стандарты позволяют обеспечить сопоставимость. Отчетная информация при таком подходе также раскрывается без учета запросов заинтересованных сторон, т.е. ее значимость для других пользователей отчетности (помимо менеджмента компании) не очевидна.
  3. 20,6 % всех компаний, рассмотренных в рамках исследования, раскрывают отчетную информацию только в соответствии с требованиями ЦБ РФ (IV уровень прозрачности). Число таких компаний за 2017 год составляет 197 из 956 (20,6 %). Среди них всего 47 компаний (24 % от количества всех компаний на IV уровне прозрачности), не обязанных выпускать годовую отчетность (АО, (Ф)ГУП, ЗАО, ООО).
  4. 44 компании (22,3 %), публикующие отчетную информацию исключительно в соответствии с требованиями ЦБ РФ (IV уровень прозрачности), являются системообразующими, то есть экономически и социально значимыми, и, несмотря на отсутствие механизмов, регулирующих прозрачность3, для менеджмента этих компаний имеются причины для раскрытия хотя бы минимального уровня информации.
  5. 14 компаний из 956 (1,5 %) раскрывают отчетную информацию о своей деятельности и управлении только на английском языке4. Преимущественно это компании либо ведущие свою деятельность только за границей, либо являющиеся иностранными резидентами, либо заинтересованные только в иностранных рынках капитала (акции которых котируются только на иностранных биржах).
  6. Среди крупнейших российских компаний количество непрозрачных весьма значительно: 550 из 956 (57,5 %). Эти компании не раскрывают отчетную информацию о своей деятельности и управлении (V (нулевой) уровень прозрачности).