Обращение руководителя РРС

Уважаемые читатели!

От лица профессионального сообщества, объединенного Российской Региональной Сетью по интегрированной отчетности, я рада представить Вам отчет о результатах исследования корпоративной прозрачности крупнейших российских компаний 2017 года.

Исследованием, позволяющим увидеть состояние и динамику развития прозрачности и отчетности российских компаний, мы занимаемся шесть лет. Почему мы считаем важным ежегодно мониторить транспарентность компаний? Прозрачность «работает» на повышение инвестиционной привлекательности компаний; на улучшение взаимодействия со стейкхолдерами (партнерами, органами власти, общественными организациями, банками и другими инвестиционными и финансовыми институтами и др.); на получение «общественной лицензии» на деятельность (через информирование об антикоррупционных программах, уплате налогов, вкладах в охрану окружающей среды и пр.). Другими словами, прозрачность компаний вносит свой вклад в устойчивость бизнеса, в развитие компаний, а значит и, в целом, в развитие российской экономики. Неслучайно в разных странах мира растут требования к прозрачности. Исследование проводится как раз в целях того, чтобы у всех интересантов прозрачности (регуляторов, инвесторов, компаний, бизнес-ассоциаций и др.) была достоверная картина происходящего, и можно было принимать адекватные решения.

В 2017 году обследовано более 900 компаний. В выборку вошли компании из рейтинга «Эксперт-600» за 2015 год, а также компании, имеющие листинг на Московской и зарубежных биржах (LSE, NYSE, NASDAQ HKEX, Euronext NV, Deutsche Börse Group); системообразующие организации РФ; государственные корпорации и управляемые ими общества с выручкой не ниже трех миллиардов рублей. Обследовались также компании, не вошедшие в выборку, но изъявившие желание участвовать в обследовании (по их заявкам). Суммарно, эти компании формируют порядка 80 % совокупного национального дохода.

Традиционным для исследования является отсутствие жюри или экспертной группы, члены которой проводят оценку компаний. Причина - стремление минимизировать степень субъективности оценок. В данном исследовании по принципу «Да/Частично/Нет» фиксируется наличие, частичное наличие или отсутствие той или иной информации в отчетах или на корпоративных сайтах, а эксперты проводят выборочную проверку точности фиксации.

Каждый год методика исследования совершенствуется. И каждый год проходит широкое общественное (с участием компаний) обсуждение изменений методики и экспертные дискуссии. Принципиальные изменения в методике этого года: компании распределяются по уровням прозрачности согласно количеству набранных баллов. Названия уровней раскрытия остались прежними: premium (90,1-100 баллов), I уровень (55,1-90 баллов), II уровень (23,26-55 баллов), III уровень (отчетность сверх минимальных национальных требований к отчетности), IV уровень (компаниям с данным уровнем прозрачности баллы не присваиваются), V уровень (компании, не готовящие публичные отчеты).

Благодаря активной работе экспертов и представителей компаний по актуализации методики и верификации предварительных результатов обследования, на сегодняшний день представляется возможным формирование достаточно полной картины о состоянии прозрачности российских компаний и его динамике, с чем Вы можете познакомиться в этом докладе.

Хочу отметить, что информация в рамках исследования «снималась» с отчетов и официальных сайтов компаний до 22 декабря 2017 года. Материалы, размещенные позже этого срока, не обследовались.

Что касается результатов исследования, то общий вывод таков: среди тех компаний, которые готовят отчеты – практически по всем аспектам и механизмам прозрачности произошел небольшой прирост качества и объема раскрытия информации. Однако, все еще больше половины из 956 обследованных в этом году компаний (58,9 %) не считают нужным раскрывать информацию о своей деятельности.

Компаний, которые в инициативном порядке раскрывают информацию выше требований Центрального банка РФ - 147 (15,4 %).

Вновь подтвердилось то, что более прозрачные компании имеют более высокие кредитные рейтинги. И что требования законодательства и фондового рынка стимулируют развитие корпоративной прозрачности.

В 2017 году произошел ряд событий, которые очевидно окажут влияние на повышение корпоративной прозрачности российских компаний в ближайшие годы:

В следующих ежегодных исследованиях надеемся увидеть следствия этих принятых решений.

Считаю важным отметить, что проведение данного исследования является общественной инициативой профессионального сообщества. Более тридцати экспертов, в том числе, и из Международного совета по интегрированной отчетности, участвовали в обсуждениях модели и методики исследования. Более десяти организаций в той или иной степени непосредственно причастны к проведению исследования. Все они работали на безвозмездной основе. Полагаю, что сам этот факт является знаком независимости и актуальности исследования. Особо хочу поблагодарить партнеров исследования – организации, наиболее активно участвовавшие в проведении исследования: Группа компаний «Да-Стратегия», Downstream Technologies, Группа компаний «Нексиа Пачоли», Институт экономических стратегий РАН и Международное инвестиционно-правовое агентство. Отдельно хотелось бы выделить работу экспертной группы, принимавшей активное участие в подготовке и проведении исследования, а именно: Александра Агеева, Ивана Барсолу, Юрия Благова, Светлану Герасимову, Жана Загидуллина, Марклена Конурбаева, Михаила Кузнецова, Павла Митрофанова, Александра Полтавцева и Владимира Скобарева.

Также хочу выразить надежду, что результаты этого исследования будут использоваться практически. Компании имеют доступ к информации, указывающей на способы повышения прозрачности: методика исследования с указанием всех критериев и показателей прозрачности размещена на сайте РРС; в процессе верификации можно согласовывать позиции каждой компании и исследовательской группы по раскрытию тех или иных показателей; в представляемом докладе зафиксированы лучшие практики и по аспектам, и по механизмам раскрытия информации – можно смотреть примеры раскрытия у других компаний, которые сейчас это делают лучше прочих. Можно также сравнивать позиции своей компании и других по отдельным аспектам, изучая субрейтинги. В 2017 году компаниям предложена услуга «Экспертиза», которая предполагает предоставление детальной аналитики по результатам обследования за последние два года. Регуляторы могут видеть сильные и слабые «зоны» прозрачности у всей совокупности крупнейших российских компаний. И это знание может стать одним из ориентиров при принятии решений – как системно повышать прозрачность. Инвесторы могут делать выводы относительно конкретных компаний как объектов инвестирования. А все стейкхолдеры прозрачности могут вносить предложения к тому, как сделать национальный экран прозрачности более полным, достоверным и полезным.

С уважением,

М.В. Галушкина

руководитель РРС